Пора, батюшка, — ответил швейцар, радостно улыбаясь, — в наш советский колумбарий
Feb. 16th, 2026 03:54 pmБылое и думы
Буквально пару дней назад натолкнулся у ТолиЭто была пре-пре-амбула. Преамбула состоит в том, что недавно ушёл в лучший мир мой старший коллега и друг, очень непростой человек Цвика Артштейн. Это благодаря ему я осёл там, где осёл. ( Преамбула )
И вот со временем пришла пора платить долги своим научным родителям и благодетелям (у меня есть отдельный тэг, мои учителя). После смерти Цвики оргкомитет из нескольких его ближайших коллег озаботился изданием мемориального сборника статей, посвящённого его памяти, и они спросили меня, не хочу ли я заплатить контрибуцию. The buck stops here, сказал я себе и пообещал организаторам представить статью по стационарной оптимизации на бесконечном интервале времени. В основном имея в виду написать дайджест собственных работ 40-летней давности с акцентом на открытые вопросы, которые нам тогда были не по зубам, и завернуть их в привлекательную обёртку, которая могла бы стимулировать интерес к ним спустя столько лет, — почему эти задачи вообще кому-то могут быть интересны сегодня.
Для начала надо было проверить, может, человечество в этом месте чего-то успело сделать и без меня: цитаты на мои работы потихоньку капали, хоть и не с той стороны, с которой мне было бы интересно. Но для очистки совести я решил поспрошать И.И. Перплешу, что ему известно про свершения в этой области. Чтоб не нарваться на поток безудержной лести (большинство ИИ норовят отвесить комплименты собеседнику), я сначала в режиме инкогнито постарался очертить тот кусок науки, который меня интересовал. Без ложной гордости скажу, что после трёх-четырёх промптов, сужающих круг задач без упоминания имён, Перплеша сам нашёл мои тогдашние сочинения. Предсказуемым образом, в нужную мне сторону никто всерьёз не думал. Тогда уж я разоблачился перед ИИ, загрузил его полудюжиной своих старых статей и ещё примерно таким же количеством релевантных статей классиков, и начал ему на пальцах объяснять, чего я не знаю и что бы хотел сформулировать как sexy problem.
( Амбула: ИИ приходит на помощь )
Честно говоря, я в шоке. Конечно, надо всё ещё сто раз перепроверить. Но вроде бы в отличие от пиздуна Гроши, Перплеша не был пойман на заведомом вранье, и всё, что он мне отвечал, выглядело исключительно правдоподобно.
За счёт чего так всё случилось? Нет, никаких новых идей Перплеша мне не предложил (в общем, неоткуда было: всю узкоспециальную литературу, которую я ему подсунул, я либо читал, либо вообще сам писал, хотя много чего перезабыл). Но он сэкономил мне бесконечно много времени, проделывая (символьные) преобразования и мгновенно проверяя (или опровергая) мои гипотезы про результат этих преобразований. И второе, конечно, тоже совершенно неоценимое качество, — Перплеша мгновенно находит в математических монографиях теоремы, которые я помню лишь приблизительно, и совершенно не помню, где я их мог читать. Грубо говоря, за 30 секунд он делает то, на что мне когда-то потребовался бы день в библиотеке с немедленным доступом к книжным полкам, а сегодня — несколько часов поиска гуглем или по разным Матсцынетам с неизбежной затратой времени на то, чтобы надыбать где-то полный текст пиратской копии книжки 50-летней давности.
Я никогда в жизни не играл в гольф, но немедленная ассоциация напрашивается. Перплеша — та самая таратайка, на которой ездят по полю для гольфа вместо того, чтобы потеть, бегая по нему с клюшкой от лунки к лунке. Более того, шарик ещё не успел упасть на землю после прошлого удара, а таратайка уже вычислила, где он приземлится, и готова везти хозяина туда немедленно для следующего удара.










